среда, 4 января 2012 г.

ВЕРА


          Автор уверен: крепкому, постоянному, полноценному здоровью не быть без веры. Речь идет не о фанатизме, не о разногласиях религий, а о светлой, спокойной вере в Господа и его мудрость.

          Некоторые европейские историки описывали казаков как разбойников, прихвостней - наихудшего из возможных вариантов отрядов Робина Гуда.

          Уважаемый читатель, могло ли бы подобное "войско" преодолеть войско Речи Посполитой под Москвой или немало раз побеждать турецкого султана - грозу Европы? Нет! Потому что в основе славы казацкой - выдержка, мастерство, бесстрашие, победа. А еще - любовь к своему украинскому народу. А выше - вера. И обусловленная ею сознательная дисциплина. Представьте себе казака, над которым в мирные времена нет никого выше кроме Бога. Захочет -поедет на ловлю, а захочет - пивами-медами будет барышничать. Тем не менее наступила война - и каждый отдаст голову за гетмана или кошевого. Они имеют власть посылать на смертельный бой, а за невыполнение приказа - наказывать на горло…

          Вы так смогли бы? Вероятно, нет: у нас - «воздух свободы», демократия, которые отдают отравляющими примесями вседозволенности и даже определенной анархии. Даже профессиональные воины Европы уступали казакам в дисциплине и мощи. Вспомните хотя бы мятежи французской гвардии, бунты стрелковые и т.п. И подсчитайте тогда казацкие несогласия в походах. И увидите, какое большое преимущество в пользу Сечи.

          Бились и за веру. Обороняли храмы. И враги знали: сжечь церковь - это значительнее, чем захватить клейноды. И может, поэтому нападения на казацкие церкви со стороны турок или татар историки почти не засвидетельствовали: хотя они и были мусульманами, но все же - ревностно верующие. К сожалению, иначе совершили воины Петра Первого, захватив Батурин...

          Вера казаков базировалась на тесном объединении религии с бытом. Так как именно из быта вытекает и сыновья вера к Божьей Матери.

          Изучая достаточно-таки скупые и разрозненные материалы о Сечи, многому удивляешься. Вот, например, общеизвестный факт: женщин на Сечь не допускали. Возможно, чтобы не было ссор и ревности между воинами-побратимами. Если так, то почему же не накладывали целибат на казаков. Как же тогда казаки и ухаживали, и венчались? И был ли хоть один случай наказания кого-то из них из-за женщины?

          Разгадка простая. Женщин не пускали на Сечь еще и потому, чтобы они не пострадали случайно во время внезапного нападения врагов. Но по селам и хуторам женщины господствовали: вели хозяйство, детей воспитывали. А кто залечивал казачьи раны, когда нужно было, по-современному говоря, стационарное лечение? Конечно же, казачки! И отправляли в поход мужчин и сыновей тоже они. Поэтому сечевики хорошо понимали: листья, крона, ветки - это они казаки, а корень, питающий традиции, крепкий тыл, - это их женщины.

          Относительно обычаев на бытовом уровне: казаки в хате трубку не курили, потому что "там - Бог". Наше привычное выражение: "у вас накурено, как в казарме" они бы не поняли. Казацкая казарма - курень, в котором тоже не курили...

          Щедро жертвуя на церкви, казацкая общественность туда приходила изредка, на большие праздники. Однако молились утром, на солнышко, глядя. Потому что - "храм в душе". Разве это не отвечает Заповедям Господним? Каждое утро, при любой погоде, даже зимой мылись в реках и озерах. Омовение - наставление Библии!

          Охотились-рыбачили ради пищи. Но как? Брали от природы, сколько было нужно. Не больше!

А не было же тогда охотничьей инспекции. Не знали и слова "экология". Не знали, но чувствовали, понимали. Дипломаты, путешественники, купцы, все, кто вспоминал Сечь в своих воспоминаниях, удивлялись богатству зверья, птицы и рыбы вокруг Сечи. То есть - в расположении военных частей, по-современному. Нашим военным есть чему у казаков поучиться.

      По хуторам, селам, зимовьях казаки, может, иногда и переедали. Но на Сечи, в курени питались преимущественно рыбой, пшеном-гречихой, сухарями и тому подобное. Рацион, при котором можно и не поститься.

       Добавьте к этому постоянное движение: тренировка, упражнения на коне с оружием и без. Обязательное плавание и ныряние. И, конечно, - веселый танец при праздничном настроении. Вот вы и получите здоровый образ жизни, основанный на вере.

       Следствие духовной и телесной закалки : в боях, при осаде казаки страдали иногда от голода и жажды, но - не от болезней и эпидемий!

        Церковь и медицина шли у казаков бок о бок. Среди основателей первых киевских госпиталей - Иван Мазепа. И сделал он это - в Киево-Печерской Лавре. Сделал, между прочим, не на пустом месте: именно здешние монахи и игумены издавна исцеляли людей. Вспомним хотя бы Святого Агапита.

        Часто в украинских церквях тех времен одно из крыльев отводилось под больницу. Вспомним, что больных принимали в церкви еще в Давней Греции. Так было и на Сечи. Подобные церкви были в Чернигове, Полтаве. То есть - на периферии. А сегодня вы можете представить в одном доме - церковь, мэрию и больницу? Что же, если бы так было, то тогда бы, возможно, сегодняшняя наша власть не отворачивалась бы от потребностей медицины, школы, науки...

        А еще казаки с помощью своих врачей (монахов, травников, костоправов) лечились молитвами. При глубокой религиозности казацкой группы это было весьма возможным. Ведь и современные врачи лучше, надежнее помогают тем больным, которые им верят.

        Вспомним и известного украинского композитора и певца С. С. Гулак-Артемовського (что пел не только на сценах петербуржских и московских театров, но и в Италии). Талант его имел еще одну грань. Последние 15 лет своей жизни певец-композитор помогал больным в одном из московских монастырей. Причем лечил исключительно молитвами и рукоположением. На его счету - десятки выздоровлений от неврозов и хронического алкоголизма, астмы, язвы желудка и тому подобное. Вместе с женой никогда не жили в роскоши. Но весь свой гонорар (когда случался) отдавал попрошайкам. А происходил С. С. Гулак-Артемовський из черниговских реестровых казаков.

        Вернемся, однако, к дедам-прадедам. Какие болезни и какими молитвами они лечили? Все неврозы. В начальной стадии - значительную часть психозов. Язвы желудка, расстройства желудочно-кишечного тракта и печенки. Имеем записи-намеки, что даже неизлечимые раны, переломы, остеомиелиты и инфекции молитвами лечили...    

        Учтем обстоятельства: до недавнего времени писать о позитивном влиянии веры, о благотворной роли церкви было опасно. Так же и не велись исследования в этом направлении. Ученые, которые исследовали связь веры с медициной, считались шарлатанами...

        Поэтому в рецептаре к этой главы вдаемся к опыту собственному и друзьям-коллегам, врачам-практикам. Откровенно и чистосердечно признавая этот опыт недостаточным, очень скромным, не отвечает разнообразию молитв, употребляемых когда-то медициной казацкой, понимаем: идем тропой нетореной, пробивая путь будущим исследователям. Но надо кому-то начинать.

Следовательно:    



Рецепты к главе "Вера"

Общие замечания. По примеру предков-казаков считается приемлемым обращение к Богу в случае болезни для всех людей, независимо от вероисповедания, и даже атеистов. Оснований для этого - две: на любом языке при любых обстоятельствах чистосердечное и чистое слово наше дойдет до Отца нашего, и те, кто горячо молился Богу, выздоравливали быстрее и надежнее, независимо от религии и национальности.

     Следовательно, рецептар составлен по собственному опыту и друзей-врачей из казацких родов. За советы и помощь выражаю благодарность кандидату медицинских наук Л. М. Дирдовской; докторам медицинских наук А.П. Федотову, Л. Б. Пинчук; врачам: И.М. Пастух, П. В. Ткачику, С. В. Сливко-Кривуци.

  1. При любой болезни начинали лечение из "Отче наш". Читали вместе вслух и целитель, и нездоровый. Когда казак был обморочным, молился побратим.
  2. При лихорадке (лихорадки и общие заражения крови) возносили мольбу Богородиці (молитва "Пресвятая Богородиця")
  3. Врачи перед операцией (исключение стрелы, обработка глубокой рубленой раны на голове и тому подобное) вдавались к "Символу веры". Традиция эта еще до недавнего времени жила среди казацких потомков-хирургов как в самой Украине, так и в диаспоре.
  4. "Слава Тебе, Бог наш" - перед всеми водными процедурами. В последнее время к ней вдаются врачи-физиотерапевты. Молитву повторяют трижды утром.
  5. «Богородица, Дева, радуйся!» - перед отшепчиваньем бешихи (рожи).
  6. Псалом 50-й - когда просили выздоровление побратиму. Читали на восток солнца и перед мероприятием.
  7. Псалмы 90-91 - испуги, порчи, то есть все, что сейчас зовется "стрессом".
  8. Оба общие псалмы - при болезнях в плену и бреду за домом (то, что зовем "ностальгия").
  9. Готовя травяное зелье, перед тем, как ставить его на огонь, читают молитву "К Пресвятой Троице", а завершают - "Молитвой о болящих" ("Владыко, Вседержитель, Святой Царь.").
  10. Собирая лечебные травы именно для того больного, о котором заботитесь, читайте "Скорый в заступничестве единственный сын Христос".
  11. При выздоровлении - "благодарение за всякое благодеяние, Боже".
  12. Перед началом лечения казацкие целители советовались с Богом ("Призыв Духа Святого на всякое доброе дело"). Когда запинались, или молитва не шла в целом, читалась трудно, - от лечения отказывались. Потому что считали это знаком Божьим : больной тяжело провинился, грехи его черные, и Спас не дает согласия на лечение-искупление.


пер. с укр. Мудриченко Андрей

Комментариев нет:

Отправить комментарий